(Братанович [Братановский] Иоанн; июнь 1725, с. Барышевка Переяславского полка - 23.04.1796, Вологда), еп. Вологодский и Устюжский. Дядя по матери архиеп. Астраханского Анастасия (Братановского-Романенко). Во время обучения в Киево-Могилянской ДА Братанович был пострижен в монашество, по окончании курса рукоположен во диакона и оставлен преподавателем (1752) начальных классов (аналогии, инфимы и синтаксимы). В 1754 г. в Киеве И. был рукоположен во иерея. Указом Святейшего Синода от 23 янв. 1755 г. И. вместе с В. Каллиграфом (впосл. архим. Владимир) был направлен в московскую Славяно-греко-латинскую академию, преподавал философию, служил проповедником. Ректор архим. Иоасаф (Хотунцевский) писал в Синод, что И. «в своем деле поступает ревностно и может впредь быть с пользою Церкви Божией» (ОДДС. Т. 34. С. 312). В авг. 1758 г. И. был определен префектом академии. За труды награжден мантией с зелеными скрижалями. В 1756-1761 гг. регулярно совершал богослужения и проповедовал в Успенском соборе Московского Кремля, в т. ч. ежегодно 18 дек.- в день рождения имп. Елизаветы Петровны и 25 апр.- в день ее коронования (Скворцов. 1914. С. 118-121, 164-170). В апр.-мае 1759 г. «за слабостию здоровия» И. был уволен от преподавания в академии (с ходатайством о награждении) и направлен в распоряжение митр. Московского Тимофея (Щербацкого). Вероятно, в нояб. того же года И. был назначен настоятелем Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря в сане игумена и членом Московской духовной консистории. При И. в обители была построена 3-ярусная колокольня (архит. И. П. Жеребцов), открыт монастырский «чумной госпиталь». В 1760-1762 гг. И. несколько раз обращался в духовную консисторию с просьбами о выводе из обители солдат, колодников, умалишенных и инвалидов, «чинивших буйство и беспорядки». 10 авг. 1762 г. И. был назначен настоятелем брянского во имя св. апостолов Петра и Павла мон-ря в сане архимандрита, летом 1770 г. проходил чреду священнослужения в С.-Петербурге, 4 авг. того же года возглавил ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. По поручению Синода вел следствие по жалобам мон. Израиля на притеснения и избиения, чинимые братией и соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры Германом, временно исполнявшим настоятельскую должность в Иаковлевском монастыре (ОДДС. Т. 50. С. 481-486).
26 апр. 1775 г. в Москве И. был хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского. Прибыв в Вологду, в июле того же года новый архиерей устроил пышное «представление» по случаю годовщины заключения Кючюк-Кайнарджийского мира между Россией и Турцией. 10 июля, по окончании благодарственного молебна, И. возглавил торжественный крестный ход из Софийского собора в архиерейский дом, сопровождавшийся театрализованными аллегорическими сценами, поздравительными речами и пением кантов, прославлявших «премудрую богиню» имп. Екатерину II Алексеевну. Во время этого действа духовенство епархии и семинаристы несли некие «знаки»: изображение «торжествующей России... во образе девицы, поющей Моисейскую песнь «Поим Господеви славно бо прославися», правою рукою сыплющей благовонный фимиам», а также сплетенные из ветвей букеты с символикой Европы, Турции, Азии, Африки и Америки. Головы семинаристов были украшены цветочными венками, а облачения - «золотым газом» (см. подробнее: Краткое описание процессии, при отправлении в доме преосв. Иринея, еп. Вологодского, торжества о замирении России с Оттоманскою Портою // Вологодский сб. статей церковно-ист.-стат. содержания. Вологда, 1869. С. 161-189).
В 1780 г., исполняя рескрипт имп. Екатерины II, епископ содействовал генерал-губернатору А. П. Мельгунову в открытии Вологодского наместнического правления (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 3380. Л. 2, 25 янв. 1780). После присоединения в 1788 г. Великоустюжской епархии к Вологодской И. стал титуловаться «епископ Вологодский и Устюжский».
При И. был достроен и 30 окт. 1776 г. освящен в честь Воскресения Христова теплый кафедральный собор, о ремонте и благоукрашении к-рого архиерей заботился вплоть до кончины: в 1794-1795 гг. кровля собора была перекрыта листовым железом, в июне 1795 г. поставлен новый крест на главе, тогда же иконописцем Андреем Елизаровым был написан запрестольный Владимирский образ Божией Матери. По инициативе И. в архиерейском дворе был построен 2-этажный корпус, на нижнем этаже которого разместилась мастерская для производства восковых свечей. В Вологде епископ освятил каменную кладбищенскую ц. во имя Лазаря Праведного (1 мая 1790), приходские церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1713-1777) на Сенной пл., в честь Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (1778), в честь Рождества Пресв. Богородицы (1779?) на Нижнем долу, во имя арх. Гавриила (1780?), а также теплый храм во имя прп. Варлаама Хутынского (1780) в бывшем Илиинском муж. мон-ре. Вместо обветшавшей деревянной Екатерининско-Фроловской ц. в Вологде был построен одноименный каменный храм (1776) с колокольней и оградой, древние иконы и утварь из старой церкви были перенесены в новую. 7 нояб. 1791 г. И. освятил каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1781-1791; закрыт в 1937, разрушен в кон. 50-х гг. XX в.; совр. Усть-Кубинский р-н Вологодской обл.). При И. были возведены каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца (1773-1785) в с. Браткове на месте сгоревшего в 1773 г., каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1796) в с. Байдарове Никольского у. В 1783 г. архиерей выдал грамоту на строительство каменного 2-этажного храма во имя свт. Николая Чудотворца и прав. Прокопия Устьянского в Вельском у. Однако преемник И. еп. Арсений (Тодорский) решил освятить ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а не во имя св. Прокопия Устьянского, поскольку «имени его не было в святцах» (Веревкина Г. А. О судьбе мощей прав. Прокопия Устьянского // Святые и святыни северорус. земель: Мат-лы VII науч. конф. Каргополь, 2002).
И. заботился о духовном образовании, в Вологодской ДС ввел полный курс богословских наук, преподавание евр., греч., франц., нем. языков, а также истории и географии. Одним из преподавателей семинарии в 1784-1789 гг. был его племянник Андрей Братановский (впосл. архиеп. Анастасий). В 1785 г. А. Братановский писал Н. Н. Бантыш-Каменскому: «Вологда наша жатвою многою, а семинария делателями многими похвалиться может, поче же в преподавании иностранных языков; ибо учится она и у священного еврея, и у премудрого грека, и у вежливого француза, и у думного немца» (Суворов. 1867. № 4. С. 104). После того как в 1788 г. указом Синода была упразднена Устюжская ДС, клирики обратились к И. с прошением - «оставить в Устюге четыре низших семинарских класса на их коште квартиры и отопление». Архиерей разрешил просителям иметь в городе 4 низших класса семинарии, а также учредил 2 высших класса - поэзии и риторики (Там же. С. 142, 146). По инициативе И. регулярно пополнялась семинарская б-ка. Так, в 1790 г. епископ повелел настоятелям мон-рей прислать в Вологодскую ДС богослужебные книги. В 1778 г. основал семинарии в Кириллове и Белозерске, затем неск. духовных училищ (в т. ч. в Вологде, Тотьме, Сольвычегодске, Лальске), участвовал в основании 1-й народной школы (1781) в Вологде, активно противодействовал распространению раскола в своей епархии (особенно в Шенкурском у.), назначая в приходы образованных священников. Епископ не был лишен лит. таланта. Издатель его проповедей П. И. Савваитов называл И. «проповедником Екатерининского века». К нач. XX в. в б-ке МДА хранилось ок. 60 рукописей проповедей епископа.
За годы архиерейского служения И. рукоположил 9 игуменов, 25 иеромонахов, 696 священников, 354 диакона. В 1793 г. И. учредил новое положение о доходах приходского духовенства, согласно которому половина доходов и земли отчислялась священнику, 2-я половина делилась в определенной пропорции между диаконом и пономарем. В 1804 г. по жалобам недовольных диаконов вологодское епархиальное начальство обращалось в Синод с просьбой сократить жалованье священников до 1/3, но Синод снова утвердил положение И. В 1810 г. оно было разослано по Вологодской епархии в качестве приложения к указу еп. Евгения (Болховитинова) (Распоряжения по Вологодской епархии. 1867. № 21).
Среди вологжан И. получил прозвание Добрый. За счет средств Вологодского архиерейского дома для престарелых и овдовевших священников, диаконов, дьячков и членов их семей содержалась богадельня, в к-рой обыкновенно проживало 50-60 чел., по личному распоряжению архиерея отпускались деньги на погребение умерших в богадельне. Кроме того, в городе существовали еще 3 домовые богадельни, на содержание к-рых каждые полгода выдавались деньги. Так, в янв. 1794 г. было «выдано по приказанию его преосвященства в три домовыя богадельни в каждую по пяти рублев, всего 15 рублев» (РГБ. Ф. 354. № 179. Л. 13). В пересказах XIX в. сохранились воспоминания современников о добродушии архиерея. Однажды поздно вечером И. вышел в сад и увидел вора с полным мешком овощей. Увидев И., вор растерялся. Святитель помог ему поднять тяжелый мешок со словами: «Торопись убираться из сада, пока не застал тебя архиерейский эконом; а худо будет, если он тебя увидит» (Суворов. 1867. № 4. С. 107). В другой раз крестьяне некоего вологодского помещика скосили сено на архиерейском лугу и увезли на господский двор. В день именин помещика И. отправил к нему слугу. Передав архиерейское поздравление и благословение, слуга между прочим сказал: «Владыка спрашивает, когда ему пригонять своих коров, ведь сено вы уже увезли». По расходным книгам Вологодского архиерейского дома можно судить о том, насколько скромным в быту был епископ. Так, для И. обычно закупалась простая деревянная посуда, лубяные сани, в списках архиерейских «домовых расходов» отсутствовала такая статья, как «особый реестр припасов», т. е. вино и водка. (При преемнике И. Вологодском еп. Арсении (Тодорском) только в сент. 1796 на «особый реестр» было истрачено 153 р., «да сверх сего куплено бутылок: одинарных 100, осмушных 100, штоф полуведерный, ведерных бутылок две да пробок 150, а всего куплено на 87 руб. 13 коп.», кроме того, в архиерейские покои были закуплены новая европ. посуда, роскошные люстры и проч. (РГБ. Ф. 354. № 179. Л. 87)).
Перед кончиной И. завещал совершить над ним простое монашеское отпевание, вместо архиерейских шапки и креста положить в гроб камилавку с клобуком и деревянный крест. Скончался в среду Светлой недели. Отпевание И. совершили клирики Вологодской епархии: настоятель Димитриева Прилуцкого монастыря архим. Иннокентий (Лавров), 2 игумена и 2 протопопа. Надгробную речь сказал настоятель кафедрального Софийского собора прот. Василий Нордов. Архиерей был похоронен в простом некрашеном гробу в вологодском Софийском соборе на правой стороне. Надпись на его гробнице гласила: «Слова его Божественны гремели» (надгробие утрачено). Свою б-ку И. завещал племяннику архиеп. Анастасию, книжное собрание которого поступило в Астраханскую ДС. В XVIII-XIX вв. единственный известный портрет И. (посл. четв. XVIII в.; ВГИАХМЗ. № 25592) хранился в 3-этажной «палате» (1764-1769) Вологодского архиерейского дома.
Поясной живописный портрет И. посл. четв. XVIII в. работы неизвестного художника (ВГИАХМЗ. Инв. 25592) находился в архиерейском доме в Вологде, в приемном зале «Иосифовского» корпуса слева от портрета еп. Иосифа (Золотого). И. представлен вполоборота вправо, в темно-коричневой рясе и архиерейской мантии темно-синего цвета с розовато-красными скрижалями, на голове - черный клобук, на груди - панагия с образом Христа Великого Архиерея на престоле, обрамленная драгоценной оправой с короной и 3 подвесками. Прямая русая борода епископа внизу раздваивается, правая рука - в именословном благословении, в левой - высокий посох с навершием в виде змеиных голов, без сулока. Высветления на лице и складках облачения носят условный плоскостно-орнаментальный характер, трактовка образа близка к иконописной. Мастер оставил набрызги краски в виде капелек красного цвета по всему фону, на клобуке и даже на личнoм. Вверху на темно-оливковом фоне сделана надпись светлой охрой: «Ириней епископъ вологодскiй.» (по начертанию идентична надписи на более позднем портрете еп. Арсения (Тодорского), ВГИАХМЗ).